Комментарий: как повысить интерес компаний к выходу на биржу
Правительство и Банк России готовят меры для помощи компаниям в выходе на биржу, в том числе покрытие расходов на это, заявила намедни глава регулятора Эльвира Набиуллина. По словам главы ЦБ, значительная часть представителей российского бизнеса, в особенности небольшие, средние компании, не присутствует на рынке капитала в связи с рядом обременительных трудностей. За 2019-2021 годы в стране было всего 44 первичных размещений акций, когда как в Китае — 1400, в США и Европе — более 800.
Как пояснил эксперт Аналитического центра Москвы Тимур Шакиров, инвестор, принимая решение о вложении своих средств, всегда оценивает уровень рисков и потенциал компании – анализирует фундаментальные показатели, чем могут быть гарантированы его инвестиции, изучает перспективы развития и роста организации. И, конечно же, нестабильная геополитическая ситуация также накладывает свой отпечаток и не располагает к долгосрочным инвестициям. Поэтому российский рынок IPO не отличается большим количеством успешных первичных размещений.
Какая ситуация на бирже складывается в последние годы?
Пик интереса к фондовому рынку пришелся на «ковидные» 2020-2021 годы. Россияне с появлением свободного времени начали изучать новые для себя инструменты, повышать свою финансовую грамотность. При этом, по мнению эксперта, нужно понимать, что при активном открытии новых брокерских счетов большинство из них оставались «нулевыми» или с незначительными суммами.
Со II квартала 2022 года в связи с изменившейся международной ситуацией интерес к российскому фондовому рынку резко упал. Большинство инвесторов предпочли более безопасные, консервативные инструменты, такие как облигации. Физлица активно использовали банковские депозиты, ставки по которым были достаточно интересны.
Как отмечает Тимур Шакиров, в настоящее время основную активность на рынке (по обороту торгов) представляет группа счетов с суммами в диапазоне от 1 до 6 миллионов рублей – по данным ЦБ таких клиентов порядка 370 тысяч (+40 тысяч с 2020 года). Но это всего лишь 1,5 процента рынка – в 2020 году эта группа занимала долю в 3,4 процента.
Ценные бумаги вызывают всё больший интерес?
«Текущие реалии внесли также и позитивные тенденции на российский рынок капитала: например, рынок стал более предсказуем, что обуславливается смещением фокуса на импортозамещение и поддержку российских компаний – из-за ухода иностранных инвесторов освободились ниши, стали понятны рынки сбыта, стали расти объемы производства, достаточно высока маржинальность российского бизнеса. Кроме того, некоторые компании изменили акционерную и дивидендную политику, что также повлияло на оживление интереса населения и профессиональных инвесторов к ценным бумагам российских компаний», – отметил Тимур Шакиров.
В последнее время бизнесу действительно стало проще выйти на фондовый рынок, так как запущены достаточно серьезные меры по поддержке компаний. Сейчас можно получить и консультационную помощь в подготовке к размещению, и компенсировать часть своих затрат по выходу на биржу, и получить субсидию на часть выплачиваемого купонного дохода по выпущенным облигациям. И эту программу нужно продолжать и развивать дальше, полагает эксперт.
Как еще помочь компаниям активнее выходить на биржу?
В первую очередь, важна методологическая поддержка малых и средних компаний. Необходимо помогать им правильно донести до инвестора нужную и, что важно, подтвержденную информацию о себе, о своих проектах.
Второй ключевой акцент – на развитие рынка сбыта разрабатываемых продуктов. Особенно это важно для инновационных и высокотехнологичных малых предприятий, у которых еще нет известного имени на рынке, а значит, нет высокого уровня доверия со стороны инвесторов.
«Если, например, создать систему предзаказа на такие продукты со стороны, скажем, госкорпораций или крупных компаний с именем, то есть фактически гарантировать спрос на новые разработки – это был бы существенный довод в пользу инвестирования в такие предприятия», – конкретизировал эксперт.
И третий момент – это культура инвестирования. В России этот рынок еще только развивается, в менталитете большинства российских граждан еще нет осознания необходимости вложения накоплений в бизнес, люди больше привыкли к банковской системе сохранения своих средств. Поэтому еще одним стратегическим направлением является продолжение работы по повышению финансовой грамотности населения, по созданию инструментов и площадок открытого взаимодействия между бизнесом и их потенциальными инвесторами – экономически подкованными гражданами. Посильный вклад в это начинание регулярно вносит и сам Аналитический центр Москвы.