#Комментарий

Женское индивидуальное предпринимательство в Москве

Женских ИП в столице насчитывается почти 206 тыс., что составляет более 43% от общего числа индивидуальных предпринимателей.
19 Ноября, 2025
13 просмотров
Женское индивидуальное предпринимательство в Москве

Женское предпринимательство уверенно укрепляет свои позиции и становится важной частью экономики Москвы. По мнению эксперта Аналитического центра Ростислава Галкина, рост числа женщин-индивидуальных предпринимателей отражает не только расширение деловой активности, но и повышение значимости социально ориентированных и сервисных отраслей, где их вклад наиболее заметен. 

В Москве зарегистрировано 205,9 тыс. женщин-индивидуальных предпринимателей, что составляет 43,1% от общего числа столичных ИП. Это почти половина всей предпринимательской среды и серьёзный показатель участия представительниц прекрасного пола в экономической жизни города.

Самым популярным направлением по числу женщин остаётся оптовая и розничная торговля – 64,6 тыс. человек (46%). В розничной торговле их доля превышает половину – 50,6%, что подтверждает устойчивый интерес к потребительскому сектору и предпринимательству, связанному с оперативной работой с клиентами.

Вид деятельности

Число женщин индивидуальных предпринимателей, (тыс. ед.)

Доля женщин индивидуальных предпринимателей, %

C  - Обрабатывающие производства

8,0

39,2%

Производство одежды

2,3

70,7%

Производство пищевых продуктов

1,0

55,2%

Производство текстильных изделий

0,7

64,1%

D  - Обеспечение электрической энергией и др.

0,0

14,3%

E  - Водоснабжение; водоотведение и др.

0,1

21,1%

F  - Строительство

4,2

18,3%

G  - Торговля оптовая и розничная

64,6

46,0%

Торговля автотранспортом

2,1

20,5%

Розничная торговля

55,2

50,6%

H  - Транспортировка и хранение

5,7

15,1%

I  - Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

5,4

44,1%

J  - Деятельность в области информации и связи

11,5

30,2%

K  - Деятельность финансовая и страховая

2,2

44,8%

L  - Операции с недвижимым имуществом

28,1

50,3%

M  - Деятельность профессиональная, научная и техническая

32,2

50,0%

Деятельность в области права и бухгалтерского учета

10,2

62,9%

Деятельность ветеринарная

0,4

63,9%

Деятельность профессиональная научная и техническая прочая

6,2

56,9%

Деятельность рекламная

6,7

49,5%

N  - Деятельность административная

9,9

46,9%

Деятельность по подбору персонала

1,0

67,0%

Деятельность туристических агентств

1,9

70,6%

O  - Государственное управление

0,02

18,6%

P  - Образование

9,6

66,2%

Q  - Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

2,0

65,6%

R  - Деятельность в области культуры и спорта

8,6

47,7%

S  - Предоставление прочих видов услуг

13,2

62,2%

Деятельность общественных организаций

0,1

56,2%

Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

12,2

72,0%

Всего

205,9

43,1%


Особенно высокая доля женщин-предпринимателей зафиксирована в отраслях, ориентированных на услуги и социальные потребности.  Например, в сегменте прочих услуг — один из самых внушительных показателей – 72%. Схожая ситуация в производстве одежды (70,7%) и туристическом бизнесе (70,6%). В образовании доля составляет 66,2%, в здравоохранении и социальных услугах – 65,6%. Эти направления традиционно привлекают женщин благодаря гибкости, возможности построения устойчивых прикладных бизнес-моделей и высокой потребности в профессиональной экспертизе.

В профессиональной, научной и технической деятельности работает 32,2 тыс. женщин-ИП, и их доля составляет ровно половину всех предпринимателей сектора. Особо выделяются ветеринарная деятельность (63,9%), юридические и бухгалтерские услуги (62,9%), где женская вовлеченность стабильно высока.

Есть и сферы, где женщины пока представлены менее активно: строительство (18,3%), транспорт и хранение (15,1%), энергетика (14,3%). Это связано с тяжелыми условиями труда, а также необходимостью обладания техническим профессиональным образованием, которое пользуется меньшим спросом у женщин, чем у мужчин.

С 2022 года месячное число регистраций ИП женщинами, в том числе в Москве, выросло в несколько раз. Эксперт связывает это с расширением мер поддержки малого бизнеса, развитием образовательных программ и удобных цифровых сервисов для открытия и ведения своего предприятия. Также на это влияет высокий спрос на индивидуальные и профессиональные услуги в городе, что делает открытие собственного дела более доступным и востребованным для москвичек. Стоит так же отметить, что женщины регистрируют собственные ИП для распределения налоговой базы семейного бизнеса в целях сохранения более благоприятных налоговых условий его ведения.



По организационному масштабу большинство женских ИП относится к категории микробизнеса – 204,8 тыс. регистраций, за ними следуют малые предприятия – 1 049, и лишь 19 относятся к среднему бизнесу.

Женские предпринимательские инициативы формируют важную часть экономической среды Москвы, обеспечивая разнообразие услуг и развитие городской деловой экосистемы, поэтому предоставление возможностей роста – одно из направлений экономической политики столицы.



19 Ноября, 2025
13 просмотров
0%