Женское индивидуальное предпринимательство в Москве

Женское предпринимательство уверенно укрепляет свои позиции и становится важной частью экономики Москвы. По мнению эксперта Аналитического центра Ростислава Галкина, рост числа женщин-индивидуальных предпринимателей отражает не только расширение деловой активности, но и повышение значимости социально ориентированных и сервисных отраслей, где их вклад наиболее заметен.
В Москве зарегистрировано 205,9 тыс. женщин-индивидуальных предпринимателей, что составляет 43,1% от общего числа столичных ИП. Это почти половина всей предпринимательской среды и серьёзный показатель участия представительниц прекрасного пола в экономической жизни города.
Самым популярным направлением по числу женщин остаётся оптовая и розничная торговля – 64,6 тыс. человек (46%). В розничной торговле их доля превышает половину – 50,6%, что подтверждает устойчивый интерес к потребительскому сектору и предпринимательству, связанному с оперативной работой с клиентами.
|
Вид деятельности |
Число женщин индивидуальных предпринимателей, (тыс. ед.) |
Доля женщин индивидуальных предпринимателей, % |
|
C - Обрабатывающие производства |
8,0 |
39,2% |
|
Производство одежды |
2,3 |
70,7% |
|
Производство пищевых продуктов |
1,0 |
55,2% |
|
Производство текстильных изделий |
0,7 |
64,1% |
|
D - Обеспечение электрической энергией и др. |
0,0 |
14,3% |
|
E - Водоснабжение; водоотведение и др. |
0,1 |
21,1% |
|
F - Строительство |
4,2 |
18,3% |
|
G - Торговля оптовая и розничная |
64,6 |
46,0% |
|
Торговля автотранспортом |
2,1 |
20,5% |
|
Розничная торговля |
55,2 |
50,6% |
|
H - Транспортировка и хранение |
5,7 |
15,1% |
|
I - Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
5,4 |
44,1% |
|
J - Деятельность в области информации и связи |
11,5 |
30,2% |
|
K - Деятельность финансовая и страховая |
2,2 |
44,8% |
|
L - Операции с недвижимым имуществом |
28,1 |
50,3% |
|
M - Деятельность профессиональная, научная и техническая |
32,2 |
50,0% |
|
Деятельность в области права и бухгалтерского учета |
10,2 |
62,9% |
|
Деятельность ветеринарная |
0,4 |
63,9% |
|
Деятельность профессиональная научная и техническая прочая |
6,2 |
56,9% |
|
Деятельность рекламная |
6,7 |
49,5% |
|
N - Деятельность административная |
9,9 |
46,9% |
|
Деятельность по подбору персонала |
1,0 |
67,0% |
|
Деятельность туристических агентств |
1,9 |
70,6% |
|
O - Государственное управление |
0,02 |
18,6% |
|
P - Образование |
9,6 |
66,2% |
|
Q - Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
2,0 |
65,6% |
|
R - Деятельность в области культуры и спорта |
8,6 |
47,7% |
|
S - Предоставление прочих видов услуг |
13,2 |
62,2% |
|
Деятельность общественных организаций |
0,1 |
56,2% |
|
Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг |
12,2 |
72,0% |
|
Всего |
205,9 |
43,1% |
Особенно высокая доля женщин-предпринимателей зафиксирована в отраслях, ориентированных на услуги и социальные потребности. Например, в сегменте прочих услуг — один из самых внушительных показателей – 72%. Схожая ситуация в производстве одежды (70,7%) и туристическом бизнесе (70,6%). В образовании доля составляет 66,2%, в здравоохранении и социальных услугах – 65,6%. Эти направления традиционно привлекают женщин благодаря гибкости, возможности построения устойчивых прикладных бизнес-моделей и высокой потребности в профессиональной экспертизе.
В профессиональной, научной и технической деятельности работает 32,2 тыс. женщин-ИП, и их доля составляет ровно половину всех предпринимателей сектора. Особо выделяются ветеринарная деятельность (63,9%), юридические и бухгалтерские услуги (62,9%), где женская вовлеченность стабильно высока.
Есть и сферы, где женщины пока представлены менее активно: строительство (18,3%), транспорт и хранение (15,1%), энергетика (14,3%). Это связано с тяжелыми условиями труда, а также необходимостью обладания техническим профессиональным образованием, которое пользуется меньшим спросом у женщин, чем у мужчин.
С 2022 года месячное число регистраций ИП женщинами, в том числе в Москве, выросло в несколько раз. Эксперт связывает это с расширением мер поддержки малого бизнеса, развитием образовательных программ и удобных цифровых сервисов для открытия и ведения своего предприятия. Также на это влияет высокий спрос на индивидуальные и профессиональные услуги в городе, что делает открытие собственного дела более доступным и востребованным для москвичек. Стоит так же отметить, что женщины регистрируют собственные ИП для распределения налоговой базы семейного бизнеса в целях сохранения более благоприятных налоговых условий его ведения.

По организационному масштабу большинство женских ИП относится к категории микробизнеса – 204,8 тыс. регистраций, за ними следуют малые предприятия – 1 049, и лишь 19 относятся к среднему бизнесу.
Женские предпринимательские инициативы формируют важную часть экономической среды Москвы, обеспечивая разнообразие услуг и развитие городской деловой экосистемы, поэтому предоставление возможностей роста – одно из направлений экономической политики столицы.


