Комментарий: рынок ТЦ преодолел самый тяжелый период

Турбулентное время в экономике не только вызов, но и возможности для развития компаний. Во многих секторах наблюдается уверенный рост и активная восстановительная динамика, в том числе в торговле.
Эксперты Аналитического центра оценили посещаемость торговых центров разного масштаба на основе количества выданных чеков и пришли к выводу, что покупатели постепенно возвращаются, хотя процесс этот неравномерный.
Заметнее всего кризис коснулся суперрегиональных торговых точек (от 80 тыс. кв. м), где на ушедшие бренды в конце 2021 года приходился каждый десятый выбитый чек. Однако начиная уже с третьего квартала 2022 года трафик постепенно растет, в том числе за счет увеличения числа покупок в оставшихся и пришедших компаниях.
В свою очередь окружные ТЦ (20-40 тыс. кв. м) почти не почувствовали западных санкций, так как на покинувшие страну торговые марки в них приходилось менее 2% транзакций.
По словам нашего эксперта Анны Быковой, рынок преодолел самый тяжелый период для собственников торговых центров и арендаторов:
✓драматичного роста вакантности не произошло (доля вакантных площадей в торговых центрах на конец III квартала 2023 г. составила 11,4% (-2,0 п.п. к уровню IV квартала 2022 г.) – по усредненным оценкам ведущих консультантов рынка недвижимости)
✓ площадей, занимаемых приостановившими деятельность ритейлерами, почти не осталось (1,0%), в основном – площади из-под гипермаркетов Decathlon и бренда Adidas. В сентябре 2023 года отечественная компания «АРМ» заключила соглашение с французской Decathlon на покупку бизнеса компании в России и в ноябре новые владельцы уже начали открывать свои магазины
Восстановление посещаемости ТЦ подтверждается также данными компании Focus: в октябре 2023 года поток посетителей столичных торговых центров увеличился в месячной оценке на 1,6% (к сентябрю 2023) и на 5,2% в годовой (к октябрю 2022). По итогам 10 месяцев сокращается отставание от соответствующего уровня 2022 года. Несмотря на ажиотажный спрос в первом квартале прошлого года, что обусловило высокую базу, за январь-октябрь снижение к январю-октябрю 2022 составило 1,8%, тогда как по итогам 9 месяцев оно достигало 2,5%. Положительную динамику за этот период продемонстрировали не только районные торговые центры (+5,7% к январю-октябрю), но и суперрегиональные (+4,0%).