Энергетика и транспорт — два ключевых направления климатической повестки Москвы
Столица разрабатывает Климатический план города, который поможет повысить ее устойчивость к климатическим изменениям и обеспечит достижение углеродной нейтральности в соответствии с федеральными целями и международными трендами, сообщил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов на сессии «Актуальность климатической повестки в ключевых экономиках Евразии» в ходе Петербургского международного экономического форума.
Крупные мегаполисы мира зачастую действуют на опережение национальных климатических целей, и Москва не является исключением. Работа в рамках климатической повестки ведется в столице с прошлого десятилетия, ключевыми являются два направления: в энергетике — в части как генерации, так и потребления электроэнергии, и на транспорте.
«В рамках работы в области генерации в городе вводятся в эксплуатацию новые и выводятся устаревшие генерирующие мощности, проводится модернизация генерирующего оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства. Все это способствует повышению коэффициента полезного действия системы, обеспечивает экономию ресурсов и снижение выбросов парниковых газов. За счет масштабной модернизации энергетического комплекса за последние 10 лет в Москве построено и подключено к системам теплоэнергоснабжения свыше 60 миллионов квадратных метров недвижимости без роста потребления газа», — заявил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Кирилл Пуртов.
В части потребления электроэнергии столица активно внедряет энергосберегающие технологии в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, энерго- и теплоснабжении. Строятся новые энергоэффективные здания, в том числе в рамках программы реновации, осуществляется капитальный ремонт старых домов, направленный на повышение класса энергоэффективности жилого фонда Москвы. К программам энергосбережения подключены все бюджетные учреждения города — они внедряют энергоэффективное светодиодное освещение, автоматизированные узлы учета управления тепловой энергией и проводят иные мероприятия, позволяющие экономить до одного миллиарда рублей в год.
Другим важным направлением климатической повестки Москвы является развитие транспортной системы города: строительство новых станций и линий метрополитена, интеграция железнодорожной сети в единую систему скоростного транспорта столицы, обновление автобусного парка Москвы с глобальной целью полного перехода города от использования дизельных автобусов на электробусы. Москва также развивает сервисы такси и каршеринга, поддерживает пользователей электромобилей, ограничивает доступ в город неэкологического транспорта, ведет масштабное развитие дорожной сети, направленное на сокращение времени проезда по городу и создание альтернативных транзитных маршрутов.
В результате сегодня москвичи все чаще отдают предпочтение более экологичному транспорту — около 50% поездок по городу осуществляется на электрифицированном общественном транспорте, а полная замена автобусного парка электробусами позволит повысить эту долю до 70%.
«Благодаря реализации мероприятий климатической повестки только в период с 2013 по 2020 годы Москве удалось снизить выбросы парниковых газов на 18% — это один из лучших показателей, который удалось достигнуть крупнейшим мегаполисам мира, сопоставимым с Москвой по численности населения и уровню экономического развития. При этом объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных объектов города снизился почти на 17% — с 71,6 тысячи тонн в 2012 году до 59,7 тысячи тонн в 2020-м, а от автомобильного транспорта — почти в три раза — с 927 тысяч тонн в 2012 году до 323,5 тысячи тонн в 2021-м. Реализация нового Климатического плана Москвы позволит значительно улучшить эти показатели и выйти на новый уровень экологического развития города», — резюмировал министр.