Москвичи стали чаще совершать покупки онлайн
Объем покупок, которые москвичи совершили онлайн в марте этого года, вырос на два процента по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Офлайн-расходы на товары и услуги за аналогичный период сократились на четыре процента.
Причины подобной динамики — высокие темпы цифровизации в сфере продаж и развитие финансовых технологий, сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
«По данным банковской статистики, онлайн-расходы москвичей на электронику в марте 2022 года выросли в 2,2 раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а в офлайн-магазинах сократились на два процента. Объем совершенных через интернет платежей за бытовые услуги и ремонт техники увеличился за тот же период на 90%, а непосредственно в местах оказания услуг он снизился на 25%. Онлайн-траты на гостиницы и туруслуги выросли на 47%, в то время как объем офлайн-платежей в этой категории уменьшился на 37%. Онлайн-расходы на продукты увеличились на 41%, а объем покупок через кассы в магазинах снизился на два процента», — рассказал заммэра.
Интерес москвичей к приобретению товаров и услуг через интернет стал расти еще в период нерабочих дней весной 2020 года. Многие находят этот способ удобным и продолжают его использовать до сих пор. Эта тенденция поддерживается активным развитием банковских и финансовых технологий, ростом популярности дистанционной торговли и сервисов доставки.
Правительство Москвы поддерживает предпринимателей, развивающих онлайн-форматы. В частности, в пандемию город компенсировал бизнесу затраты на комиссию маркетплейсов и сервисов доставки еды. Среди принятых этой весной мер — льготные кредиты по ставке до пяти процентов на проекты по цифровой трансформации предприятий, отметил Владимир Ефимов.
Доля онлайн-платежей неравномерна и существенно различается в зависимости от категории трат.
«Традиционно москвичи предпочитают покупать в магазинах продукты: в марте доля онлайна составила лишь 13% от всех транзакций в этой категории. Через кассы и платежные терминалы также была осуществлена основная часть покупок, которые можно отнести к повседневным. Например, при оплате бытовых услуг и ремонта электроники на онлайн пришлось чуть больше восьми процентов транзакций, медицинских товаров — около семи процентов, покупок на автозаправках — пять процентов, а в аптеках — примерно 1,7%. При этом более 15% от всех платежей москвичей за одежду, обувь и аксессуары было совершено в интернете, в сегменте товаров для дома доля онлайн-заказов достигла 25%», — сообщил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Кирилл Пуртов.
Между тем потребители в основном оплачивали дистанционно услуги каршеринга, авиа- и железнодорожные билеты, телефонную связь, интернет, коммунальные услуги — от 93% транзакций в этих категориях производилось онлайн. Более 80% платежей за образовательные, развлекательные, гостиничные и туристические услуги и почти 60% оплат при покупке электроники также были осуществлены через интернет, добавил Кирилл Пуртов.
Примечательно, что при дистанционных покупках москвичи тратят существенно больше денег, чем офлайн. Так, средний чек при заказе продуктов онлайн в марте составлял 1,4 тысячи рублей, а непосредственно в магазинах — 586 рублей. При оплате товаров для дома через интернет покупатель тратил в среднем 13 тысяч рублей, а в торговой точке — 1,2 тысячи рублей. Вдвое больше денег было израсходовано при заказе одежды через интернет: средний чек при онлайн-платеже составил 6,6 тысячи рублей, офлайн — чуть больше трех тысяч рублей. Дистанционная покупка лекарств обходилась покупателю в 2,2 тысячи рублей, в то время как в аптеке он оставлял в среднем чуть больше одной тысячи рублей, отметили в Аналитическом центре Москвы.