Комментарий: компании в России в цифрах и фактах

По данным ЕГРЮЛ, по состоянию на 1 января 2025 года в России действовали свыше 3,2 млн юридических лиц. При этом каждая пятая компания расположена в Москве. В 2024 году, впервые после практически десятилетнего периода, количество открытых юрлиц превысило число прекративших свою деятельность.
Согласно исследованию эксперта Аналитического центра Романа Абрамова, Средний возраст фирмы, работающей на российском рынке, составляет около 11 лет. Среди функционирующих компаний значительная доля – 10% – приходится на предприятия от 22 лет и старше. Несмотря на то, что около 30% юрлиц сворачивают деятельность в течение двух лет с момента основания, доля «корпоративных малышей», однако, превышает 21%.
Ведущими сферами, в которых действует большинство фирм, являются торговля (608 тыс.), строительство (270 тыс.), недвижимость (263 тыс.), научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (214 тыс.), а также обрабатывающая промышленность (203 тыс.).
С 2002 по 2025 годы список наиболее популярных наименований юридических лиц менялся в угоду моде. Тем не менее топ-10 самых популярных названий характеризуется некоторым постоянством. Пять слов – «альянс», «вектор», «Орион», «прогресс» и «феникс» – пользуются популярностью среди владельцев бизнеса почти 25 лет. Примечательно, что, за исключением «Ориона», остальные указанные слова в период с 2021 по 2025 годы заняли места с 1-го по 4-е в рейтинге самых востребованных наименований, а «альянс» находится в тройке лидеров с 2002 года. По состоянию на 2025 год, в каждом четвертом регионе страны самое популярное название юрлица – «Альянс», в каждом пятом – «Вектор», в каждом десятом – «Надежда».
Самое популярное наименование юрлица в регионах России
|
Наименование юрлица |
Доля регионов (%) |
|
«Альянс» |
27,0 |
|
«Вектор» |
21,3 |
|
«Надежда» |
12,4 |
|
«Виктория» |
5,6 |
|
«Восток» |
5,6 |
|
«Север» |
5,6 |
|
«Феникс» |
5,6 |
|
Другие наименования |
16,9 |
Для компаний, действующих в конкретных отраслях, характерно использование профессиональных терминов. Например, самым популярным в аграрном секторе является «колос», в сфере финансов и страхования – «капитал», в организациях, занимающихся исследованиями, – «эксперт». Кроме того, одно и то же название может фигурировать у фирм из разных экономических сфер; в частности, у компаний обрабатывающей промышленности, телекоммуникационных и транспортных услуг наиболее распространенным словом является «вектор».
Примечательно, что существуют пространственные особенности в распределении самых популярных названий. Условно можно выделить четыре группы регионов по преобладающей основе для наиболее используемого слова.
В абсолютном большинстве регионов явного базиса выявить не удалось, поэтому данную группу можно назвать «общей». Владельцы бизнеса оперируют нарицательными понятиями: «альянс», «вектор», «виктория», «лидер», «надежда», «перспектива», «прогресс», «феникс».
В части субъектов федерации преобладают наименования, в основе которых лежит географическая составляющая, в частности, посвященная сторонам света. Так, в районах, относящихся к Крайнему Северу, доминирует «север», в регионах Дальнего Востока – «восток».
Некоторые наименования юрлиц даны на основе этнокультурных особенностей. Данную группу формируют исключительно национальные республики. На Северном Кавказе, в республиках Дагестан, Ингушской и Чеченской, где большинство населения исповедует ислам, самым распространенным словом стало «баракат» и его вариация. В Калмыкии, а также в Сибири, в республиках Алтай, Тыве и Саха-Якутии, преобладают национальные названия – «лотос», «Алтай», «аржаан» и «сайдыы» соответственно.
Четвертую группу составляют регионы, у которых наиболее популярные наименования юрлиц связаны с локальными особенностями, возникшими в силу определенных обстоятельств. В частности, это характерно для нефте- и газодобывающих автономных округов (ХМАО, ЯНАО и НАО), где преобладают аббревиатуры «СТС» и «СТК». Кроме того, к данной группе можно причислить новые российские регионы – Луганскую Народную Республику и Херсонскую область, у которых самые употребимые слова – «заря» и «колос» соответственно.


