Электромобили

в городском хозяйстве
Лидеры отрасли
Страна
Китай
Страна
ЕС (в особенности Германия
Нидерланды и Скандинавия)
Страна
США
Практически все без исключения крупные города мира предпринимают усилия по внедрению электротранспорта в работу коммунальных служб.
Этот процесс обусловлен политикой, направленной на сокращение выбросов парниковых газов и популяризацию электромобилей на местном и страновом уровне.
Дополнительным стимулом использовать электротранспорт в коммунальном хозяйстве служат зафиксированные на национальном и местном уровне цели и конкретные сроки по отказу от использования транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Машина
Преимущества
  • Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, чистый воздух в городах
  • Электромобили практически не производят шума
  • Электротранспорт удобно интегрировать с системами умного города (в т.ч. вести мониторинг состояния аккумулятора во время зарядки, осуществлять единое управление зарядными станциями, оптимизировать энергопотребление, умная зарядка без участия людей).
Вызовы
Крупногабаритной электротехнике (напр., для вывоза мусора и уборки снега) необходим мощный аккумулятор, чтобы сравниться по времени работы с аналогами, использующими ДВС.
Крупногабаритному электротранспорту (напр., электробусы и машины для вывоза мусора) требуется сеть зарядных станций повышенной мощности.

Мировой опыт: Нью-Йорк

2021
Принят План по переходу на электромобили
2024
Сейчас городские службы города Нью-Йорка используют более 5 тысяч
электромобилей
2035
К 2035 году автомобильный парк городских служб Нью-Йорка должен полностью состоять из электромобилей
2050
К 2050 году Нью-Йорк планирует достичь климатической нейтральности. Для этого потребуется 160 тыс. зарядок уровня 2 (240 вольт), а также 60 тыс. быстрых зарядок.
Ключевые ОИВы Нью-Йорка в части внедрения электротранспорта
  • Департамент городских административных служб (осуществляет межведомственную координацию политики по переходу на электротранспорт, также главный оператор коммунальных услуг).
  • Департамент парков и отдыха Нью-Йорка (40% автопарка - электромобили, также большая доля электротехники среди погрузчиков, мойщиков-уборщиков и т.д.).
  • Департамент санитарии города Нью-Йорка (в т.ч. применяет несколько десятков электрических мойщиков улиц).
Наиболее распространенные модели электромобилей в
работе городских служб:
Chevrolet Bolt
Ford E-Transit
Ford F-150
Стандартное требование к заряду батареи – 240 миль (~386 км) без
подзарядки. Также электротехника используется для уборки-мойки улиц,
вывоза мусора и др. задач
Кейс: снегоуборочная техника
В первой половине 2023 г. коммунальные службы Нью-Йорка получили первые электрические грузовые автомобили для вывоза мусора и уборки снега модели Mack LR.
Опыт оказался неудачным – заряда аккумулятора хватало всего на четыре часа уборки снега, тогда как смена должна длиться 12 часов на одной зарядке.
Руководство Департамента санитарии города Нью-Йорка пришло к выводу, что среди имеющихся на рынке предложений нет такого, которое соответствовало бы этому требованию.

Мировой опыт внедрения
электромобилей в коммунальном
хозяйстве

2019
На улицах Вены начал работать первый в мире полностью электрический грузовой автомобиль для сбора и прессовки мусора марки MAN, переоборудованный компанией Framo. Аккумулятор позволяет автомобилю проехать не менее 100 км на одной зарядке (зарядка автомобиля осуществляется с помощью промышленной розетки 400V). Модель соответствует требованиям, заложенным в Директиву ЕС о чистом транспорте.
2021
Власти Амстердама начали использовать катера с электродвигателями для вывоза мусора из исторических районов, находящихся рядом с водными каналами. Использование крупногабаритного транспорта создавало проблемы для движения автомобилей и нагрузку для дорожного полотна. В этой связи было принято решение использовать для сбора мусора небольшие электромобили, которые затем сгружают мусор на баржи, буксируемые электрокатерами.
2023
В ноябре 2023 г. лондонский район Вестминстер купил 45 электромобилей для сбора мусора за 20 млн фунтов (2,3 млрд руб.). Вес одного авто составляет 26 тонн (сопоставимо с аналогами, оборудованными ДВС), а ежегодное сокращение выбросов по сравнению с дизельным сборщиком мусора составляет 2 тыс. тонн CO2 (или 89%). Машина может проехать ~ 130 км на одной зарядке. По заявлению местных властей, 38 электромобилей заряжаются электроэнергией, произведенной на мусоросжигательной электростанции, куда поступает мусор, собранный этими же автомобилями.
2024
В феврале 2024 г. шведский автопроизводитель Volvo объявил о создании электрического грузовика для вывоза мусора FM Low Entry. Дальность хода на одной зарядке – до 200 км, вес автомобиля в зависимости от комплектации составляет от 19 до 32 тонн. Модель будет продаваться в ЕС, Турции и Южной Корее.